Московская правда,
24 сентября 1996 г.
Принцип наивысшей добросовестности 637 просмотров
С введением в 1993 году обязательного медицинского страхования в Москве впервые появились условия, при которых содержание и развитие лечебно-профилактических учреждений зависят от конкретного количества оказываемой медицинской помощи, а не от сметного принципа финансирования здравоохранения. За три года существования МГФОМС была создана система не только для сбора средств, но и для подготовки кадров, которых не имело здравоохранение, компьютеризированы медицинские учреждения, разработаны программное обеспечение, единый электронный регистр застрахованных граждан, единые тарифы на амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь.
По состоянию на 01.05.96 г. в систему ОМС вошли около 70% всех лечебных учреждений столицы, полисы ОМС получили 84,6% жителей г.Москвы. Из 25 страховых медицинских организаций, работающих в московской системе обязательного медицинского страхования, 11 попали в число 40 крупнейших российских СМО.
Одним из итогов начального этапа (1994-1995 гг.) можно считать обеспечение потребности московской системы ОМС в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения населения медицинской помощью в соответствии с программой ОМС.
Начиная с 1996 года осуществляется переход от количественного роста системы ОМС к ее качественному развитию. В его основе — финансирование страховых медицинских организаций по среднедушевому нормативу, что не представлялось возможным до создания единого регистра застрахованных (при обхвате не менее 80% населения), единых тарифов на амбулаторные услуги, а также до перехода на расчеты за оказание стационарной помощи взрослому населению по медико-экономическим стандартам (МЭСам).
Проработав 2-3 года в системе ОМС, коллективы поликлиник и больниц научились зарабатывать суммы, значительно превышающие плановые показатели. Однако сохранение в здравоохранении порочной системы оплаты труда, не гарантирующей зависимость размера заработной платы врача от количества и результатов выполненной работы, препятствует появлению заинтересованности у сотрудников больниц и поликлиник в улучшении качества медицинской помощи.
С другой стороны, страховые медицинские организации, созданные прежде всего для защиты прав застрахованных, на первом этапе введения ОМС представляли права лечебных учреждений, которые, в свою очередь, рассматривали страховую организацию, во-первых, как источник безграничного и безвозмездного финансирования, а во-вторых, как организацию, доходы которой прямо пропорциональны объемам финансирования медицинских учреждений независимо от качества лечения и мощности последних.
Необходимость перехода на новые условия финансирования и более рациональное расходование средств ОМС вызвана также хроническим недополучением бюджетных поступлений (страховые платежи из бюджета г.Москвы на неработающее население за первые пять месяцев текущего года составили около 70% от плана на I полугодие 1996 года) и расширением перечня медицинских услуг, входящих в программу ОМС.
Все это предопределило второй этап реформирования порядка финансирования в системе ОМС, в основе которого — расчеты со страховыми медицинскими организациями по среднедушевым нормативам.
Если на первом этапе реформ страховые компании были заинтересованы в увеличении количества медицинских услуг, а иногда и в приписках в счетах-фактурах, то при финансировании по среднедушевому нормативу страховая компания заинтересована в снижении необоснованного объема медицинской помощи.
Переход от валового учета медицинских услуг, оказанных в лечебных учреждениях, к полицевому учету медицинской помощи влечет за собой, прежде всего, возникновение реальных экономических предпосылок для проведения страховыми компаниями профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости застрахованных, что, в свою очередь, должно привести к снижению затрат на оказание медицинской помощи.
В условиях финансирования страховых медицинских организаций по среднедушевому нормативу и свободного для граждан выбора лечебного учреждения повышается заинтересованность СМО в увеличении количества застрахованных, что, как следствие этого, приводит к инвестированию средств страховщиков в развитие медицинских учреждений, внедрению новых технологий, повышению квалификации медицинского персонала.
Только на этом этапе три основные функции страховой компании — оплата медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам, контроль за достоверностью объемов и качеством медицинской помощи, указываемой в счетах-фактурах, и защита прав застрахованных при получении медицинской помощи в любом лечебном учреждении, работающем в системе ОМС, — приобретают реальный смысл.
Размер среднедушевых нормативов финансирования СМО определяется совместно территориальным фондом и страховыми организациями с учетом равных возможностей для застрахованных в получении медицинской помощи, независимо от пола, возраста, состояния здоровья и материального положения. При обращении застрахованных граждан за медицинской помощью в любые медицинские учреждения системы ОМС страховая компания принимает к оплате счета за оказанные ее клиентам медицинские услуги из всех лечебных учреждений.
Распределение между страховыми медицинскими организациями финансовых средств, направленных на оплату медицинской помощи населению, устанавливается в соответствии с численностью застрахованных и размером подушевого норматива.
На этом этапе страховые медицинские организации становятся важным звеном в организации медицинского обслуживания населения.
Страховая медицинская организация выполняет функцию «гаранта» по оплате медицинской помощи, оказанной всем обратившимся в лечебное учреждение, имеющее с данной компанией договорные отношения, независимо от того, где застрахован пациент.
Для внутренних взаиморасчетов за пролеченных застрахованных страховые медицинские организации могут объединяться в пулы и нести солидарную ответственность по своим обязательствам, те же СМО, которые не вошли в пул, подписывают соглашение по взаиморасчетам, по которому в безусловном порядке возмещают затраты других страховых компаний, оплативших медицинскую помощь их застрахованным.
Иными словами, вступает в силу один из основных принципов страхования — «принцип наивысшей добросовестности», заключающийся в предоставлении друг другу достоверной информации, в данном случае об оказанной застрахованным медицинской помощи.
Система интересов СМО будет более эффективно формироваться, если в ее основу закладываются не только принципы оплаты медицинского труда за лечение пациентов (страховой случай), но и принципы предупреждения страхового случая, снижения его тяжести и длительности.
Страховые компании помогают решить проблемы застрахованных в выборе врача, альтернативных методов лечения и медицинских учреждений.
Основными факторами для перезаключения в 1996 году договоров ОМС с ведомственными и негосударственными лечебно-профилактическими учреждениями служат такие показатели, как равная доступность для всех застрахованных и возможность получить медицинскую помощь в полном объеме в рамках программы ОМС.
Немного статистики. В I квартале 1996 года были наиболее загружены врачи, работающие в городских клинических больницах, где на одного лечащего врача приходилось в среднем по 8 пациентов в месяц, в то же время в ведомственной стационарной сети этот показатель в 2 раза ниже.
Самой «незагруженной» категорией стационаров в 1 квартале 1996 года были МСЧ, где оборот койки в месяц составлял 41,2% от среднего показателя по городу, при стоимости лечения в МСЧ в 1,3 раза выше городского показателя.
Стоимость в среднем одной медицинской услуги в ведомственных (негосударственных) амбулаторно-поликлинических учреждениях на 20% выше, чем по Москве, в то же время в городских МСЧ на 17,1%, а в ведомственных МСЧ на 9,7% ниже средней по городу.
Такая ситуация, естественно, ведет к снижению качества лечения. Существуют два варианта решения проблемы — либо развивать эти лечебные учреждения, если они являются уникальными для данной территории, либо решать вопросы по объединению нескольких ЛПУ или закрытию отдельных для исключения дублирования, при этом материальные и кадровые ресурсы использовать в системе ОМС.
Для устранения субъективных и неадекватных оценок медицинской помощи как со стороны самих страховых компаний, так и со стороны пациентов необходимо создание института независимых экспертов как врачей, так и экономистов. Предлагаемые изменения отражены в правилах ОМС на 1996-1997 гг.
Сейчас много говорят о необходимости внесения поправок и изменений в закон о медицинском страховании. Мировой опыт показывает, что наиболее результативны те системы, которые работают по экономическим законам. В нашем случае это учет экономических взаимоотношений страховой медицинской организации и лечебного учреждения, которые в условиях перехода на финансирование по среднедушевому нормативу должны руководствоваться принципом — лечить плохо не выгодно.
Г.МОРГУНОВ, начальник управления МГФОМС, С.ЕФИМЕНКО, начальник отдела МГФОМС
Вся пресса за 24 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Столица, Динамика рынка, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
|
cbr.ru, 24 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
vesti.kg, Бишкек, 24 июня 2025 г.
Штрафы с 1 июля. В Бишкеке начали оформлять ОСАГО круглосуточно

|
|
360.ru, 24 июня 2025 г.
Более 40 человек предстанут перед судом за мошенничество при страховых выплатах в Нижнем Новгороде

|
|
мвд.рф, 24 июня 2025 г.
Столичные полицейские задержали подозреваемых в хищении страховых выплат, предусмотренных для оказания стоматологической помощи

|
|
Чита.ру, 24 июня 2025 г.
Владелец дома не может получить страховую выплату из-за требования фото сгоревшего дома

|
|
Томская интернет-газета, 24 июня 2025 г.
Томская область вошла в топ-3 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 24 июня 2025 г.
Аграриям в Ростовской области возместили 11 млн рублей убытков

|
|
Время Воронежа, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Воронежской области показал рекордный рост

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В ДНР процедура ЭКО станет доступна по полису ОМС с 2026 года

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 июня 2025 г.
Ставки по страхованию имущества достигли пика в Европе, но являются «адекватными» для страховщиков

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В Москве задержаны подозреваемые в мошенничестве под видом стоматологических услуг

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 24 июня 2025 г.
Страховка для питомца: эта услуга становится всё более популярной

|
|
vesti.az, Баку, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 11,7% за январь–май

|
|
Газета.Ru, 24 июня 2025 г.
Ozon не смог взыскать 4,5 млрд рублей с девелопера сгоревшего склада

|
|
Финмаркет, 24 июня 2025 г.
Премии по страхованию имущества физлиц в РФ в 1-м квартале выросли на 12,4%, выплаты увеличились на 13,2% - ЦБ

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|